Знамя Мира, белый флаг с тремя кругами в кольце амарантового цвета, является символом Пакта Рериха, первого в истории международного договора о защите культурного наследия человечества.
По замыслу Рериха этот знак должен водружаться на объекты, подлежащие охране, как своего рода Красный Крест Культуры.
Одним из наиболее распространенных символов цивилизации является так называемый знак триединства, представляющий собой три круга или три полусферы, соединенные в виде треугольника. Присутсвует этот знак повсеместно от Древнего Египта и архаичной Греции до классической Японии. Удивляясь его распространенности в различных культурах и традициях, Рерих назвал этот символ «Знаменем Мира» и отметил: «Символ этот имеет огромную древность и встречается во всем Мире, потому он не может быть ограничен какой-либо сектой, организацией, религией или традицией, а также личными или групповыми интересами, ибо представляет эволюцию сознания во всех ее фазах.
Сам знак Трех Сфер объясняется настолько различно в разных странах, что не мог не привести Вам несколько из этих объяснений:
а) трехперстный Знак православного Крестного Знамения; б) католический знак Троицы; в) тамга Тамерлана; г) знак трех сокровищ Востока; д) знак трех Вершин; е) прошлое, настоящее и будущее; ж) религия, искусство и наука; з) истина, красота и справедливость; и) мировое единение; к) истина, красота и добро. Даже из этих предположений Вы видите, что Знак устремляет сам по себе различных людей к своеобразным добрым мыслям. И это уже благо», - так писал Н.К.Рерих в письме к А.М.
"Чинтамани - древнейшее представление Индии о счастье мира - содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. Тибетские "Три Сокровища" говорят о том же. На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак - на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские, несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден-Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии и на Коптских древностях. Он же - на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахуля, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак.
Вот почему для знамени всеобъединяющего был избран знак, прошедший через многие века – вернее, через тысячелетия. При этом повсюду знак употреблялся не просто в виде орнаментального украшения, но с особым значением. Если собрать вместе все отпечатки того же самого знака, то, быть может, он окажется самым распространенным и древнейшим среди символов человеческих. Никто не может утверждать, что этот знак принадлежит лишь одному верованию или основан на одном фольклоре. Бывает особенно ценно заглянуть в эволюцию человеческого сознания в самых разных его проявлениях. Там, где должны быть охраняемы все человеческие сокровища, – там должно быть такое изображение, которое откроет тайники всех сердец людских».
"Не может быть международного соглашения и взаимного понимания без культуры. Не может народное понимание обнять все нужды эволюции без культуры. Потому Знамя Мира вмещает все тонкие понятия, которые приведут народы к понятию культуры. Человечество не умеет явить уважение к тому, что есть бессмертие духа. Знамя Мира даст понимание этого великого значения. Не может человечество процветать без знания величия культуры. Знамя Мира откроет врата к лучшему будущему. Когда страны на пути к разрушению, то даже малодуховные должны понять, в чем заключается восхождение. Истинно, спасение в культуре. Так Знамя Мира несет лучшее будущее". (Иерархия, 321)
«Будет время, когда Знамя Мира, Знамя Культуры, – писала Е.И. Рерих, – покроет весь мир. Чуете ли красоту и мощь этого Символа?». Эти слова Е.И.Рерих становятся поистине пророческими. Сегодня Знамя Мира стало символом всемирного Рериховского Движения, объединяющих последователей Учения Живой Этики (Агни Йоги) разных стран и народов. Это и не удивительно, т.к. основы новой эпохи заложены именно в этом Учении, данным Владыками Света всему человечеству.
Тысячи рериховских обществ всей планеты включают Знамя Мира в логотипы своих организаций. Воистину Знамя Мира становится объединяющим символом людей, изучающих этические основы будущего мироустройства.
"Истинно, Знамя Мира объединит все культурные задания и даст миру то достижение, которое так необходимо. Так несущие устремлённое искание откликнутся на все утверждения. Народы, истинно, объединятся под этим Знаменем". - Говорит Великий Учитель в книге "Иерархия".