Центрально-Азиатская экспедиция Н.К. Рериха занимает особое, ни с чем не сравнимое место среди экспедиций и путешествий ХIХ-ХХ столетий. Она прошла по маршруту: Сикким, Индия, Китай, Москва, Сибирь, Алтай, Монголия, Тибет, Сикким. Эти районы давно привлекали внимание Н.К. Рериха не только как художника, но и как учёного, его интересовал ряд проблем, связанных с путями развития цивилизации, в том числе с мировыми миграциями древних народов и поиском общего источника славянской и индийской культур. В экспедиции принимали участие Николай Константинович, его жена Елена Ивановна и старший сын Юрий Николаевич Рерихи. Был собран уникальный научный материал. Результаты экспедиции впечатляют: было пройдено свыше 25 тысяч километров, пересечены две пустыни, преодолены 35 высокогорных перевалов, многие из которых путешественники впервые нанесли на карту. В ходе экспедиции проведены исследования по таким отраслям знаний – география, история, археология, этнография, история философии, искусства и религии; найдены редчайшие манускрипты; собран богатейший лингвистический материал. Итогом этого уникального путешествия стали философские труды Е.И. Рерих, многочисленные этнографические и культурологические труды Ю.Н. Рериха, более 500 полотен создал Н.К. Рерих на экспедиционном маршруте; также организован Институт Гималайских исследований «Урусвати»; позже состоялось подписание Пакта Рериха в защиту памятников культуры. Всё перечисленное мы можем с достоинством предъявить миру.
Большая Центрально-Азиатская экспедиция проходила с 1923 по 1928 год. В ней приняли участие Николай Константинович, Елена Ивановна и их старший сын Юрий Николаевич.
«Бьется ли сердце Азии? Не заглушено ли оно песками? От Брамапутры до Иртыша и от Желтой реки до Каспия, от Мукдена до Аравии – всюду грозные беспощадные волны песков. Как апофеоз безжизненности, застыл жестокий Такламакан, омертвив срединную часть Азии. В сыпучих песках теряется старая императорская китайская дорога. Из барханов торчат остовы бывшего когда-то леса. Обглоданными скелетами распростерлись изгрызанные временем стены древних городов. Где проходили великие путники, народы переселений? Кое-где одиноко возвышаются керексуры, менгиры, кромлехи и ряды камней, молчаливо хранящих ушедшие культы. Конечности Азии бьются вместе с океанскими волнами в гигантской борьбе. Но живо ли сердце?»
Н.К. Рерих
Этапы экспедиции
Центрально-Азиатская экспедиция состояла из нескольких этапов:
1. С 1923 по 1925 годы были исследованы районы Индии. Этот этап можно назвать подготовительным к дальнейшим более сложным и трудным маршрутам.
2. Летом 1925 года караван отправился из предгорий Кашмира через Ладак и Кашгар в глубины Центральной Азии. Странствия длились до 1927 года. За это время экспедиция посетила Китай, Советскую Россию и Монголию.
3. В апреле 1927 года из Улан-Батора (Урги) начался самый важный этап путешествия. Эта часть экспедиции названа Трансгималайской. Планировалось посетить столицу Тибета, священную Лхасу и встретиться с Далай-ламой Тринадцатым.
Двигаясь по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции через разные страны, изучая древние памятники, собирая различные коллекции, проводя научные исследования, Н.К. Рерих задаётся вопросом: почему шло массовое переселение народов? И приходит к выводу, что двигают эти народные массы космические энергии. Кочевые народы лишь сильно способствовали импульсу Космического Магнита: «Космический Магнит собирает народы, собирает Расы, <…> собирает явления всех притяжений», — сказано в Живой Этике. Другой вопрос возникает у Н.К. Рериха: что общее у этих народов? И он понимает: общее – истоки. Следующий вопрос: как вычленить из прошлого то, что держит будущее? Исследователь приходит к заключению: «Из древних чудесных камней сложим ступени в грядущее».
Во время экспедиций Николай Константинович, являясь руководителем, продолжал свою деятельность художника. Из экспедиций были привезены сотни набросков, этюдов и законченных работ. Прекрасные горные пейзажи запечатлены в этих работах. После окончания экспедиций Николай Константинович до конца своей жизни работал над художественным материалом, который был собран во время экспедиций, воплощая его в художественные образы.
Трансгималайская экспедиция
Трансгималайская экспедиция – завершающий этап Центрально-Азиатской экспедиции - проходила через самые высокие, самые величественные, самые труднодоступные горные цепи мира.
На всех картинах, написанных Рерихом, изображены конкретные места, где побывали экспедиции. Вершины Кайлас, Канченджанга, которые были на пути экспедиции, изображены на многих картинах.
На одной из картин изображена местность, которая называется Чан-Танг. Эта местность находится в Северном Тибете. Это высокогорное плато. Именно в Тибете на высокогорном плато Чан-Танг возле населённого пункта Нагчу произошли, без преувеличения, драматические события этого путешествия. Трансгималайская экспедиция была задержана английскими и тибетскими властями на высоте 5.500м. Колониальными властями усматривались политические мотивы экспедиции. В течение пяти месяцев – с октября 1927 года по март 1928 года – люди жили без зимних палаток, без тёплых вещей при температуре ниже минус 40 градусов. Было запрещено всякое передвижение, тем самым люди и животные были обречены на голодную и холодную смерть. За эти месяцы умерло 5 человек, из 104 животных погибло 90. Об этом Рерих писал в своём путевом дневнике «Алтай-Гималаи». Кроме дневника Николая Константиновича, существуют ещё пять путевых дневников членов Трансгималайской экспедиции, в которых отражены все события экспедиции. Только огромная сила духа Рерихов поддерживала людей в этих нечеловеческих условиях.
В древние времена Тибет называли "чудом из чудес". В прошлом Тибета было много замечательного. Но уже экспедиция Рерихов столкнулась со многими предрассудками, магией, невежеством, грязью... Тибет – страна буддизма. Но Учение Благословенного Будды полностью исказилось.
Как трактует древнее пророчество Востока – перед рассветом всегда сгущается тьма. Это является признаком обновления духа и очищения Учения. Поэтому перед восстановлением истинного Учения Благословенного показалась на миг уродливая маска безумия и глупости человеческой. "Как жаль, что лик Тибета затемняется мрачной действительностью”, - писал Николай Константинович в своём дневнике.
Цель экспедиции
Основной целью Трансгималайской экспедиции предполагалась встреча Николая Константиновича с Далай-Ламой Тринадцатым для переговоров о реформировании буддизма в Азии и создания ветви Западных буддистов. Экспедиция по существу являлась Посольством Западных буддистов в Лхасу для исполнения Миссии объединения духовные Учений Востока и Запада.
План создания ветви Западного буддизма – это только часть из главного Плана, намеченного Рерихами. Также как и вся остальная деятельность Рерихов, выполняемая в области науки, искусства, общественной работы, была частью этого Плана. Главный, или Мировой План, как он был назван, заключался в создании «Новой Страны» путём «единения Азии», на основе объединения духовных учений Востока и Запада.
«Новая Страна» - это место, единения людей с новым мировоззрением, включающим понятия: Культура Духа, Духовная община, Общее Благо. Это место должно стать источником подготовки сознания новых людей, людей Будущего.
В эпоху глобализации, размывания национальных культур возродить Россию может сильный национальный проект, который позволит стране и её народу подняться над всеми различиями между Востоком и Западом и объединить мир на основе энергии добра, гуманизма и справедливости. Ибо, как предупреждала ещё Е.И. Рерих, «никто и ничто не может остановить Космический Магнит в его эволюционном движении, все запруды лишь приведут к разрушению. Гибель целых материков и целых рас свидетели тому».